UPD из 2016 года (сам текст из начала 2013).

Как-то незаметно проскочили эти 20 лет, после распада СССР, за которые наша страна перестала быть крупным мировым производителем гражданских самолетов...
Без лишнего шума внутренний рынок был отдан на откуп иностранным производителям. Сами самолеты ощетинились регистрационными номерами каких-то банановых островов. А пассажиры привыкли к тому что из регионального города “Х” в “У” их везут на больших Аэробусах и Боингах, красивых и вместительных, и везут через Москву. И каждый полет, на доживающих свое, советских Илах и Тушках, воспринимался как стрессовая ситуация.
И все это от того, что 20 лет авиационная отрасль огромной страны выдавала по 10 гражданских и транспортных самолетов в год. И делали этот десяток несколько совковых предприятий-гигантов. На которых

До 27 лет я жил в Хабаровске и наблюдал жизнь КнААПО -- Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина, на котором производилась большая часть военной продукции Сухого. И продукции этой с каждым годом становилось все меньше и меньше.
В 90-х у Минобороны не было средств даже на поддержание летной годности уже имевшихся самолетов, речи о закупке новых не шло. Правительство, с огромным трудом, рисовало какие-то планы приобретения самолетов, чтобы был повод как-то поддерживать производство на плаву. Потом появилась отдушина в виде экспортных поставок.
В конце нулевых появились финансы и возможности для наращивания оборонного заказа. Но тут подкралась другая “проблемка” -- за "проскочившие мимо нас" годы изменилась вся концепция современного военного конфликта и такое количество самолетов, пилотируемых людьми больше не требуется. Современные ракеты и беспилотники выполняют задачи намного эффективнее, без риска для здоровья дорогого, в прямом смысле слова, пилота. Производство истребителей уже никогда не будет исчисляться тысячами штук.
Сухой оказался перед выбором “медленно умереть или вырваться в новую для себя нишу”... Выбор в пользу жизни автоматически означал необходимость стать компанией производящей гражданские самолеты.

В тот же момент, перед инвестицией огромных денег, правительство консолидировало всех авиа-производителей под одной крышей — была создана "Объединенная Авиастроительная Корпорация". Из разрозненных и зачастую конкурировавших друг-другом предприятий, создали самолетные, вертолетные, двигательные холдинги. Как обычно, в самый последний момент, мы опомнились и получили шанс снова занять достойное место рядом с мировыми лидерами.
Первым проектом который должен ознаменовать возвращение России в лигу авиа-производящих стран и стал SUKHOI SUPERJET 100. Причем это не “просто самолет”. Это проект по восстановления сквозной системы создания, проектирования планера, двигателей, систем, их увязки и сертификации в Европе, без скидок и поблажек которые мы делали себе "дома". Зачем создавать с нуля? Многое было утрачено за лихие годы. а часть осталось на Украине, исторически, второго советского центра авиастроения.
У украинцев есть проект Ан-148. Прямой конкурент Суперджета, слепленный из “советского задела”. Деньги на производство самолета и его доводку есть только у России, Украина сама не тянет. И рынок для "совка" есть только у нас. Поэтому украинцы применили все возможные лоббистские усилия, чтобы повесить затратные этапы начала серийного производства на нас. По-братски. Отчасти из-за этих украинских “заносов” и чтобы загрузить работой умиравший от отсутствия заказов авиазавод в Воронеже было принято, не простое, решение о производстве серии Ан-148 в России. Которые оказались никому не нужны и которые нам пришлось “самим у себя купить”. При этом отдавая 70% денег Украине.
Все быстро поняли, что Ан-148 -- старье и ничего нам не дает. При осушает наш бюджет, откусывая ресурсы у нашего проекта. Слава богу, удалось “соскочить с темы” и свернуть производство неликвида. А заводы успешно спасли производством новой версии грузовых Ил-476.
"Объединенная Авиастроительная Корпорация", "Гражданские самолеты Сухого", «Объединенная двигателестроительная корпорация» НПО «Сатурн», СП "PowerJet" со Snecma уже не воспринимаются как "доморощенные шарашки по распилу бюджетных средств". Сейчас это мирового уровня компании, доказавшие, что способны серийно выпустить конкурентоспособный двигатель и самолет. Пока региональный. Но это только начало. Начало новых, более амбициозных проектов.
Тут я передаю слово журналистам канала Россия, сделавшим хороший фильм о SSJ100:

В небе уже второй десяток серийных самолетов, которые каждый день возят пассажиров и зарабатывают деньги своим владельцам. Скоро список авиакомпаний использующих SSJ100 на регулярных маршрутах приблизится к десяти, и это только начало.
>> Сергей Доля на заводе в Комсомольске на Амуре:
>> Как делают самолеты. Часть 1 / Как делают самолеты. Часть 2
Самолет выпускается серийно, на современном конвейере, что является прорывом для нашего авиапрома. Сейчас это 1 самолет в месяц и в ближайшее время завод выйдет на выпуск 2-3 машин в месяц. Заказы есть на 5 лет вперед. И новые заказы будут появляться по мере разлета самолетов по планете.
На плечах тех кто поднял Суперджет и инфраструктуру, сейчас создается новый самолет ОАК/ИРКУТ- МС21, замена уже устаревшему Ту-204. Авторам "Магистрального Самолета 21 века" не нужно будет доказывать необходимость строить его из лучших компонент глобальных поставщиков а не только из “того что есть у нас и у братьев украинцев”. Они много раз скажут "Спасибо!" всем тем, кто за совсем не большую зарплату, проектировал, собирал двигатели, планер, испытывал, красил первые SSJ... Тем кто поддерживает ещё "молодые" самолеты каждый вылет, когда пассажиры Аэрофлота летят на SSJ-100 будучи уверенными, что они зашли в маленький аэробус ; )
За успех проекта и планомерную работу по “созданию новой русской авиационной реальности” Погосян Михаил Асланович, директор Сухого, был торжественно назначен руководителем ОАК. Пожелаем ему, и на этой позиции, больших успехов!
Занимаясь реальными делами и в рамках стандартного русского наплевательского отношения к пиару и рекламе... ОАК почти пять лет не понимали, что "два сюжета с Путиным по телику в год" это не достаточный информационный фон для поддержки проекта национальной важности. Полностью был заброшен такой инфо-канал ОднаБабкаСказала и блоги как его частность.
В итоге, пустое информационное поле было заполнено бредом шлюхо-журналистов третьего порядка, отрабатывающх заказуху от конкурентов, как внутренних так и внешних. Особо резво тут выступали газеты МК, Новая и один из "как-бэ профессиональных авиасайтов". Не буду ставить на это говно ссылок. Все кто работает в отрасли уверены что заказчиками этой движни были украинцы. Антонов и Мотор-Сич, авторы Ан-148 и двигателей для них.
Причем бред этот настолько тупой и бездоказательный, что при внимательном прочтении, даже не профессионалом, сразу рассыпается. Но вот "эхо" в виде пересказов и ссылок на него — сработало на ура. Недавно на Ленте.ру висела новость про "отчет Аэрофлота" в котором мимоходом был поднят и вот этот "старый украинский бред", накрепко прописавшихся в умах журналистов. Большая часть которых не является профи в отрасли, просто сидят в редакциях "на теме". Время от времени подбивая новости дополнительной "фактурой", которую находят в гугле, не особо парясь проверками. Пять минут, новость написана, можно идти за кофе... "Это интернет детка, тут могут и обосрать на весь мир, просто потому, что лень проверить правда ли в источнике."
Слава аллаху, сейчас наши встали на путь исправления. ОАК стал более открытым и "разговорчивым". Начал поощрять персонал на выдачу информации. Почти всё изменилось в лучшую сторону — Сергей Доля снимал производство, гражданские посещают “дни открытых дверей”, в телике освещаются все этапы проекта. Первые лица, компаний-партнеров, начали довольно успешно, без совковых штампов, говорить "на камеру”. Самолеты, уже год, успешно летают на регулярных рейсах...
Всё уже хорошо, самое главное для нас — не вестись на глупости и набросы!
В этом нам поможет мега-ресурс http://superjet.wikidot.com и активное присутствие инженеров компании на авиа-форумах с реально профессиональными ответами и постами делающими честь ресурсам на которых они выступают.
СуперджетВики содержит все важные материалы с форумов в удобной форме — так что достаточно только его родимого. Есть сравнения реальных параметров Суперджета и его прямых конкурентов-одноклассников. Написаны подробные разборы “украинских набросов” и всего того бреда что на их базе настрочили журналюги. При этом, написано все доступным языком — для простых людей интересующихся авиацией. Сайт живой, можно комментировать, задавать вопросы, писать свои статьи.
Когда вижу очередной наброс на наш самолет — первым делом открываю http://superjet.wikidot.com . Обычно там уже готов пост, в котором подробно расписывается, что никто ничего не украл, а деньги пошли на создание стенда для испытаний двигателя... Без которого мы жили 30 лет и поэтому у нас двигатели были прожорливыми и тяжелыми — совковыми. И тэпэ и тэдэ.

Вот типовые набросы критиканов и ответы, которые стоит запомнить правильному русскАму блоггеру ;))
Почему выбрали Сухого???
Суперджет сожрал все деньги авиапрома!!! Каждый самолет будто золотой!
Погосян утопил уже готовый Ту-334 и множество других самолей!
Только украинский Ан истинно русский! В нем даже клей из советских соплей!
А может все-таки строить 50/50 Суперджеты с Анами?
Наши лохи двигатель сами сделать не смогли, пригласили французов!
SSJ это контруктор лего из американских кубиков! Русского ничего!!!
А ты чего сам так выступаешь? Сухой подкинул деньжат?
Стюардессы ревут на борту! И когда подают чай он солёный от слез!
Аэрофлот в отчете написал все поломки только на Суперах!
Может все же Ан-158?? Если 148 не нравится??
Самолет падучий! Упал на гору и всех угробил!!!
В начале своей карьеры падали многие самолеты. Ан-148, А-320, Боинги... И... если модель удачная, эти события никак не сказывалось на дальнейшей судьбе самолета. Технические проблемы решаемы... В нашем же случае дело было в пилоте. В профессионале, которому не было равных. И который доверился своему "чутью и ощущению момента" а не показаниями приборов и требованиям системы "тяни ручку — лети вверх!". Самолет делал все, чтобы спасти ситуацию. Ни один обычный гражданский пилот не совершил бы ошибки. Он не оказался бы в этой горной местности, не снизился так низко, и незамедлительно выполнил требование о увеличении высоты полета. Людей в Индонезии убил пилот. Профессионалы это понимают и поэтому первый Суперджет, а всего будет 20, уже передан индонезийской авиакомпании. Всё будет хорошо, жаль что людей не вернуть (((
На пиар Суперджета уходит слишком много денег! Дети голодают... а они..
Да на Суперджет нет заказов! Погосян голодранец!
Да чего врешь! Вон Армавия отказывается от самолетов!
Вывод: на все вопросы у нас есть достойные и правдивые ответы. Это та позиция с которой очень легко и приятно вести “пропаганду и агитацию”... Давайте ее начнем! ;)

SUPERJET.WIKIDOT.COM — самый качественный источник любой информации по SSJ100. Например: разбор слухов и бредней, сравнения с конкурентами от настоящих профи, графики и статистика по эксплуатации, план производства, список заказов. Сколько в SSJ "русского"? (схема с подписанными поставщиками). История проекта и отрасли.
История Суперджета от Lurkmore. Прекрасная не политкорректная, правдивая и стройная. Читаем обязательно! ;)
“Гражданские самолеты Сухого” они собирают самолеты в Комсомольске и отвечают за продажи SSJ100 в России, СНГ, Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Красочное описание преимуществ самолета.
“SuperJet International” совместное предприятие Сухого с большим итальянским авиа-холдингом Alenia Aermacchi. СП отвечает за продажи самолета в Европе и остальном мире и его после продажное обслуживание. На сервисном обслуживании все советские производители — обсирались в полный рост. Надеюсь, итальянцы, своим опытом глобальной поддержки Аэробусов нам помогут.
ЖЖ/ Сергей Доля на заводе Сухого в Комсомольске на Амуре (2011):
Как делают самолеты. Часть 1 / Как делают самолеты. Часть 2
0.
1.1 Ещё один репортаж от
2. Попытка объять необъятное "Почти весь цикл производства": http://alexey-viper.livejournal.com/188917.html
3. Ждем пост от Русоса, пока только анонс: http://russos.livejournal.com/1004709.html

Профессиональные фотографии SUKHOI Superjet 100 на Flickr. В том числе серия фотографий от известного японского фотографа самолетов. Есть и такие специальные люди. Плакаты высокого разрешения на их базе.
Статья о SUKHOI SSJ 100 на Википедии. В краткой форме все основные этапы проекта, можно оценить то сколько времени и усилий потрачено.
Рекламное видео о центре подготовки пилотов и техников SSJ в Жуковском:
Видео-отчет Сухого о всей программе проектирования, строительства и испытаний. Множество уникальных кадров и демонстрация построенной инфраструктуры:
Очень смешной рекламный ролик SSJ с негром ;))) который приехал в Россию работать на авиазаводе. ;))) Давно так не смеялся. Стоит посмотреть из-за классных видов г. Комсомольска на Амуре.
Грамотный разговор, на вечернем теле-шоу, по поводу самого проекта и последствий крушения самолета при демонстрационном полете в Индонезии. На удивление, без тупых набросов и не менее тупого ура-восхваления. Телеканал Россия.
Показанное ранее видео "Суперджет в облаках" можно скачать в HD.
Классическое видео с Суперджетом в окружении истребителей. Крохотный ;) он. Студия "Крылья России"
Новое презентационное видео МС-21. Сделано просто невероятно круто. Самолет на рендерах буквально "как живой". Могут себе позволить ))) самоль-то большой ))
"Русские гражданские самолеты". От винтовых до Суперджета. Замечательное документальное кино. Оцените деревянные интерьеры первых реактивных самолетов, кровати на Ту-114! ;) Фильм от студии "Крылья России"
2. Первый полет Аэрофлота с пассажирами и членами правительства: http://superjet.wikidot.com/passenger:11
3. Астрахань - Москва, мама с мааасеньким ребенком ;) Все ок. http://superjet.wikidot.com/passenger:13
4. Отчет летавшего на региональных западных самолетах. SSJ -- лучший!! http://superjet.wikidot.com/passenger:14
Остальные на http://superjet.wikidot.com/passengers
PS Сорри за то что так криво написано ;)) Переписывается по мере развития.
Все это сугубо мое личное мнение, его никто не навязывал и не спонсировал.
Если ваша "баба-яга против" этого проекта, Погосяна и "в России все плохо,
все пропало" — идите-ка сразу в жопу.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →